Главная Транспортные средства Трактора Гидравлические шестеренчатые насосы типа НШ

Вход

Гидравлические шестеренчатые насосы типа НШ

Шестеренчатый насос состоит из корпуса 4 (рис. 1), в котором вращаются две шестерни 2 — ведущая и ведомая. На стороне камеры всасывания 1 зубья выходят из зацепления, освобождая пространство, занимаемое ими во впадинах шестерен. В результате этого в камере 1 создается разрежение, под действием которого масло засасывается из бака.

 

Схема шестеренчатого насоса

Из камеры всасывания масло, заполняющее впадины между зубьями, переносится шестернями по внутренней поверхности корпуса  к камере нагнетания 3. Зубья шестерен входят в зацепление и вытесняют жидкость из впадин, которая затем из камеры нагнетания поступает в нагнетательный трубопровод.
Шестеренчатые насосы типа НШ (ГОСТ 8753—58) устроены следующим образом: в колодцах корпуса 7 (рис. 2), изготовленного из алюминиевого сплава, в двух парах бронзовых втулок 11 и 15 вращаются стальные шестерни: ведущая 13 и ведомая 14.

Шестеренчатые насосы типа НШ

Корпус закрыт алюминиевой крышкой 5, привернутой к нему болтами 1. Между торцами крышки и корпуса проложено уплотнительное кольцо 6 из маслостойкой резины круглого сечения. Приводной шлицевой вал насоса, выполненный заодно с ведущей шестерней, уплотнен самоподжимным сальником 4, смонтированным в крышке 5. Над сальником установлены опорное 3 и стопорное 2 кольца. В двух цилиндрических расточках крышки находятся втулки 15, уплотненные в расточках крышки резиновыми кольцами 18. Передние втулки 15 могут перемещаться вдоль своих осей. Нагнетательная полость насоса соединена каналом Б с пространством А между верхними торцами передних втулок и внутренней стенкой крышки. Под действием давления масла втулки 15 вместе с шестернями поджимаются к втулкам 11, которые, в свою очередь, плотно прижимаются к донышкам колодцев. Этим достигается автоматическое уплотнение стыков между торцами втулок и шестерен. Давление масла на торцы втулок 15 распределено неравномерно. Со стороны пространства А давление масла распространяется на две сплошные кольцевые площадки на верхних торцах втулок. Часть масла, попадающая под высоким давлением в пространство между шестернями и нижними торцами втулок 15 стремится прижать втулки к крышке 5. Давление масла распространяется лишь на те участки нижних торцов втулок, которые не закрыты зубьями шестерен.  Совокупное действие сил, приложенных к втулкам, может вызвать их перекос в сторону всасывающей камеры, что приведет к одностороннему износу втулок и шестерен и повышенной утечке масла. Чтобы избежать перекосов, между крышкой 5 и втулками 15 установлена фигурная разгрузочная пластина 17, уплотняемая по контуру резиновым кольцом 16. Это кольцо плотно зажато между торцами втулок и крышкой и отделяет, таким образом, часть площади торцов втулок от действия высокого давления, чем создается относительное равенство гидравлических сил, действующих на втулки.
По мере износа втулок расстояние между их торцами и верхней крышкой увеличивается, а кольцо 16 расширяется, поддерживая необходимое уплотнение между крышкой и втулками, поэтому оно должно иметь достаточный размер по высоте (2,8—3,2 мм).
Между сопряженными плоскостями втулок 11 и 15 для упрощения технологии изготовления и сборки устанавливают зазор 0,1—0,15 мм. После сборки этот зазор принудительно выбирают путем разворота втулок и фиксирования их проволоками 12, устанавливаемыми в отверстия втулок. При работе насоса относительному развороту втулок способствует также трение между цапфами шестерен и втулками.
Трущиеся поверхности цапф шестерен и втулок смазываются через радиальные канавки на торцах втулок. Масло, просачивающееся через зазоры внутри насоса, отводится в полость всасывания по каналам В и осевому каналу в ведомой шестерне.
Крышка 5 прикреплена к корпусу насоса болтами 1 с внутренним или наружным шестигранником (насосы НШ-32 и НШ-46) или шлицем под отвертку (насос НШ-10). Головки болтов утоплены в крышку, под них подложены пружинные стопорные шайбы.
К боковым плоскостям насоса прикреплены прямые или угловые всасывающие и нагнетательные патрубки 8, уплотненные в местах стыка с корпусом резиновыми кольцами 10, помещаемыми в канавки на фланцах патрубков. Отверстие большего диаметра под всасывающими патрубками отмечено на корпусе надписью «Вход».


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить